ENG

05.09.2024

Госдума приняла в третьем чтении закон № 323987-8, который позволяет силовым ведомствам, структурам ведомственной охраны, а также частным охранным организациям пресекать движение любых беспилотников.

Закон расширяет существующие полномочия Росгвардии, МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, МЧС, Государственной фельдъегерской службы, ГУ СП (Главное управлении специальных программ) при президенте по пресечению использования не только беспилотных летательных аппаратов, но и беспилотных аппаратов (робототехнических комплексов) всех видов (наземных, подземных, водных).

bpla1.jpg

Это они смогут делать путем их уничтожения или повреждения, а также подавления или преобразования сигналов дистанционного управления. Также эти полномочия будут предоставлены сотрудникам ведомственной охраны.

Ранее один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн говорил, что системы противодействия беспилотникам смогут использовать только силовые ведомства, структуры ведомственной охраны, а также частные охранные организации, которые пройдут соответствующий отбор Росгвардии.

"Предложения ряда ведомств, включая Минцифры, наделить аналогичными полномочиями отраслевые организации, считаю преждевременными. Использовать "антидроновые комплексы" должны только те, кто имеет соответствующую подготовку и квалификацию", - добавил Хинштейн.

Он отметил, что действующее законодательство позволяет силовикам противостоять исключительно воздушным летательным беспилотникам.

"Актуальность нашей инициативы - очевидна. Сегодня беспилотные аппараты всех видов активно применяются в боевых и диверсионно-террористических целях", - отметил депутат.

«Для этого сотрудники ЧОПов сейчас проходят необходимое обучение. Такие условия им поставлены. Практически большинство частных охранных предприятий уже приобрели антидроновые ружья. Осваивают их и отрабатывают те вводные, которые ставит перед ними заказчик и руководство. ЧОПы, охраняющие объекты с категорией антитеррористической защищенности также имеют в наличии антидроновые ружья и… имеют инструкции о порядке действия при обнаружении беспилотников», - рассказал член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Сергей Колбин.

Таким образом, для надежного функционирования охраняемых объектов должна быть обеспечена комплексная безопасность, важной составляющей которой является защита от угроз криминального характера и террористической направленности. Все меры, направленные на защиту охраняемого объекта, должны быть ориентированы на всестороннее выявление потенциальных угроз, а также своевременное обнаружение и нейтрализацию их источников.

Возможности по применению современных беспилотных аппаратов в противозаконных целях значительно расширились. Нарушители при помощи беспилотных аппаратов способны вести не только разведку в оптическом и/или тепловизионном диапазоне и осуществлять наблюдение на заданной территории, но и автоматически сопровождать конкретный объект в течение длительного времени.

Беспилотные аппараты могут использоваться для перевозки и доставки опасных грузов на охраняемые объекты. В качестве груза может перевозиться взрывчатое вещество или самодельное взрывное устройство, что превращает такой беспилотный аппарат в средство для осуществления противоправных действий, в том числе террористических актов.

При этом классификация, например, беспилотных воздушных аппаратов (далее - БВС), как одного из видов беспилотных аппаратов, достаточно широка. В настоящее время их принято классифицировать по назначению, размерам, массе, дальности полета (радиусу действия), принципу полета, типу управления.

Основные элементы классификации БВС:

  • по радиусу действия, высоте и времени полета, взлетной массе и полезной нагрузке - от "микро, малой дальности" до "тяжелых, межконтинентальной дальности";
  • по типу планера и количеству двигательных установок - самолетного, мультироторного, вертолетного типов, конвертопланы и др.;
  • по назначению - разведывательные, целеуказания, постановки помех, системы дистанционного контроля и наблюдения, комплексы воздушной ретрансляции, радиоэлектронной борьбы, многоцелевые, ударные;
  • по степени автономности полета и выполнении задачи - от управляемых дистанционно до полностью автоматических, выполняющих полет в соответствии с алгоритмом, заложенным в бортовую программу.

БВС, представленные на российском рынке, можно классифицировать по следующим критериям.

По глубине применения:

  1. большой дальности - с радиусом действия более 500 км;
  2. средней дальности - с радиусом действия до 500 км;
  3. малой дальности - с радиусом действия до 250 км;
  4. ближнего радиуса действия - с радиусом действия до 100 км.

По дальности радиосвязи:

  1. до 10 км;
  2. до 40 км;
  3. свыше 40 км.

По взлетной массе:

  1. тяжелый класс - свыше 500 кг;
  2. средний класс - до 500 кг;
  3. легкий класс - до 200 кг;
  4. малый класс - до 30 кг;
  5. мини класса - до 1 кг;
  6. микро класса - до 0,15 кг.

По типу конструкции (от него зависят такие характеристики, как скорость, возможность зависания в воздухе, способ взлета/посадки, расход топлива).

Основные типы аэродинамических конструкций:

bpla2.jpg

По типу двигателя:

  1. электродвигатель (экономически выгодней, повышает скрытность, но накладывает климатические и функциональные ограничения);
  2. двигатель внутреннего сгорания;
  3. двигатель на альтернативном топливе, например водородных топливных элементах.

По способу взлета (характеризует мобильность использования и легкость запуска):

  1. с руки;
  2. легкая катапульта;
  3. пневматическая или пороховая катапульта;
  4. взлетная полоса;
  5. с места;
  6. с автоматизированной стартовой площадки;
  7. с робототехнического носителя.

По способу посадки:

  1. с использованием парашюта;
  2. на подготовленную поверхность, полосу;
  3. на неподготовленную поверхность, воду;
  4. вертикальная;
  5. на автоматизированную стартовую площадку;
  6. одноразовый (с функцией самоуничтожения).

По наличию автопилота (за пределами радио-видимости, при потере связи):

  1. не имеет;
  2. возврат, при потере связи, к месту старта или заданной точке;
  3. возможность задания сложных маневров и траекторий;
  4. с интегрированной системой технического зрения и возможностью сложных маневров, осуществляемых в соответствии с динамически изменяемой ситуацией, движение по ориентирам на местности, фотографической подложке.

По времени полета (параметр актуален при необходимости патрулирования либо длительного зависания над объектом, слежение за нарушителем):

  1. до 30 минут полета;
  2. до 2 часов полета;
  3. свыше 2 часов полета.

Кроме того, для обеспечения полета БВС может применяться соответствующая инфраструктура (транспортно-пусковое устройство, средства связи и навигации, наземный пункт управления и др.).

Использование внешнего пилота позволяет не ограничиваться в применении физическими и психологическими свойствами человека, а расширить функциональные возможности БВС:

  • возможность резкой смены траекторий полета с перегрузками, превышающими человеческие возможности;
  • миниатюризация конструкции и элементной базы летательных аппаратов, их размеров в целом и, тем самым, снижение радиолокационной и оптической заметности, а значит и возможности быть обнаруженными и уничтоженными;
  • отсутствие ограничения по мощности и типам двигательных установок (отсутствие человека, органов ручного управления и другого необходимого для пилота оборудования способствует увеличению полезной нагрузки БВС, дальности и времени пребывания в воздухе по сравнению с пилотируемыми аппаратами близкого размера);
  • возможность применения БВС в самых разных режимах управления и навигации - от дистанционного телеуправления внешним пилотом до полностью автономного полета в режиме "радиомолчания".

Групповое применение БВС является еще одним направлением повышения эффективности применения БВС, когда они объединяются в группы и при условии четкого распределения ролей.

Изучение тактико-технических характеристик беспилотных аппаратов, особенностей их практического использования, в том числе противоправного, а также формирование практики реализация законодательства Российской Федерации по пресечению функционирования беспилотных аппаратов составляют основу для выработки и совершенствования методики организации защиты охраняемых объектов от новых угроз.

Частные охранники могут пресекать функционирование беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов при охране объектов и имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены требования к антитеррористической защищенности.

Пресечение функционирования беспилотников возможно путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления, воздействия на пульты управления, а также их повреждения или уничтожения.

Для этого в холдинге структур безопасности « РУСЬ» подготовлен инстуктор по антидроновой защите и на основе ,разработанной программы сотрудники предприятий проходят необходимое обучение. Практически большинство наших частных охранных предприятий уже приобрели антидроновые ружья. Осваивают их и отрабатывают те вводные, которые ставит перед ними заказчик и руководство. Предприятия холдинга, охраняющие объекты с категорией антитеррористической защищенности также имеют в наличии антидроновые ружья и имеют инструкции о порядке действия при обнаружении беспилотников.

Возврат к списку

Обратный звонок